Выберите дату
27 февраля 2009
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт На печать

«Харьковский вагоноремонтный завод» начал выпуск трамвайных вагонов Т-3 ВПА

ХРВЗ презентовал 27 февраля новый трамвайный вагон Т-3 ВПА, спроектированный и изготовленный в Харькове (по крайней мере, в основном).

Трамваи — самое дорогостоящее звено наземного транспорта. Трамвай стоит в несколько раз дороже троллейбуса, и выбирая чего бы закупить напополам с государством, скорее всего, отдаст предпочтение обновлению парка троллейбусов — как и произошло в Харькове. Десяток новых российских трамваев не делают погоды: в большинстве своем на городских маршрутах работают старенькие Tatra-Т3 производства CKD-Praha, которые, по информации сайта «Харьков транспортный», братская Чехословакия поставляла в Страну Советов с 1963 по 1987 год. Более 11,3 тыс. Tatra-Т3 были поставлены в 33 города СССР. В Харьков они начали приходить в 1967 году, и за 20 лет с завода поступило 735 таких вагонов. Сегодня их осталосоь на маршрутах менее половины — да и те уже давно «отбегали» свой ресурс. Когда-то их ремонтировал завод электротранспорта. Потом он пал жертвой приватизации, и трамваи начали «подлатывать» в депо. В ноябре 2006 года горсовет на базе Коминтерновского депо создал коммунальное предприятие «Харьковский вагоноремонтный завод», который должен был всерьез заняться ремонтом трамваев. Примерно год назад его специалисты вместе с коллегами из «Горэлектротранса» задумали сделать следующий шаг: сделать собственный трамвай, использовав для его удешевления как основу раму и каркас той же Tatra-Т3. Около 8 месяцев шло на конструкторские разработки и создание первого образца. К работе подключились специалисты «Электротяжмаша» и харьковской компании «Энергосбережение», киевского НИКТИ городского хозяйства, санкт-петербургской компании «Эпро» и немецкого концерна Siemens. Харьковчане решили отказаться от устаревших, однако по сей день широко используемых приводов с двигателем постоянного тока. В харьковском трамвае применен асинхронный электропривод переменного тока. Он позволяет снизить затраты на текущее обслуживание и на 30-40 % уменьшить расход потребляемой электроэнергии. Кстати, при движении по инерции или под горку такой мотор начинает работать как генератор и возвращает электроэнергию в контактную сеть. Вагон двигают по рельсам 4 электродвигателя производства «Эпро» мощностью 50 кВт каждый. «Харьковский „Электротяжмаш“ готов приступить к освоению таких двигателей в случае наличия серийных заказов», — говорит генеральный директор ХРВЗ Василий Витченко.

Каждая рама перед тем, как получит «вторую жизнь», проходит тщательную проверку на наличие дефектов и усиливается. В контурах трамвая, естественно, угадываются черты его предшественника — боковины, хотя и новые, повторяют «Татру». Вместо раздвижных «гармошек» — привычные уже шарнирно-поворотные двери. Передняя и задняя часть (по-технически, «фронты») вагона — из пластика и ничего общего с «Татрой» в них не увидеть — это все-таки дизайн сегодняшнего дня. Внутри — то же расположение знакомых пластиковых сидений. Но панели — из светлого пластика, в потолке — два сплошных светильника, дающие больше света. Для отопления салона используется углеродистый нагревательный элемент, позволяющий экономить по сравнению с Т3 до 24% электроэнергии при той же тепловой мощности. Кабина водителя стала просторнее и комфортабельнее, в ней установлен вентилятор. Состояние систем трамвая контролируется с помощью бортового компьютера.

В настоящее время на предприятии изготавливается 4 вагона Т-3 ВПА по заказу «Горэлектротранса». Планируется, что трамваи выйдут на линию после окончания ходовых испытаний в апреле-мае. Как заявил журналистам директор Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгений Водовозов, стоимость каждого из 4 заказанных городом трамваев составила 2,075 млн. гривен. В настоящее время из-за подорожания импортных комплектующих его ориентировочная стоимость составляет около 2,5 млн. гривен, что на около 40% ниже стоимости вагона производства СП «Татра-Юг» (Днепропетровск). Харьковчане собираются предложить свой трамвай другим городам Украины, у которых те же проблемы. Сегодня завод может производить до 12 машин в год, но, по словам Витченко, если заказов будет больше, его мощности можно расширить.

Кстати, нынешнее хождение харьковчан в «трамваестроение» — не первое. В 20-х годах ХХ века в СССР сложилась критическая ситуация с общественным транспортом в крупных городах: выпуск трамвайных вагонов был прекращен в России еще в канун Первой мировой войны. В начале 1925 года в Ленинграде состоялся 2-й Всесоюзный трамвайный съезд. На съезде в качестве стандартного практически для всех существующих и строящихся трамвайных систем СССР был принят трамвайный поезд из двух двухосных вагонов: моторного и прицепного. Проект моторного вагона был разработан харьковскими специалистами и получил наименование «Х» («Харьковский»). Первый опытный моторный вагон был выпущен в 1926 году, а в 1927 году начался серийный выпуск моторных и прицепных вагонов, которым суждено было стать самыми распространенными трамваями в СССР на протяжении трех последующих десятилетий. Эти вагоны выпускались в Мытищах (в 1937 году их производство было перенесено на Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области — тот. который сделал новые 10 трамваев, появившихся недавно в Харькове), а также в Николаеве на судостроительном заводе и в Киеве. Вагоны Х работали в пассажирском движении до начала 70-х годов, а в качестве служебных, возможно, сохранились кое-где и сейчас. К 100-летию харьковского трамвая «Горэлектротранс» восстановил вагон «Х» по старым чертежам, и теперь он используется как экскурсионный. Спустя 80 лет история повторяется на новом витке. Вот только пока можно только гадать, повторит ли новый харьковский трамвай успех «первенца».

Опубликовано: Сергей Бобок в 17:14 27.02.2009. Метки: , .
Add to Google