Выберите дату
13 апреля 2009
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт На печать

Джазовый ветер «Французской весны»

В столице Слобожанщины при поддержке посольств США, Германии и Франции в Украине прошел Третий международный фестиваль «Харьков Za Jazz».

Полина Свиридова

Полина Свиридова

В этом году состязание джазовых мейстерзингеров длилось десять дней и плавно перешло в уже традиционные дни культуры Франции в Украине.

На открытии форума в Театре им. Т.Шевченко играли только харьковчане. А закрытие фестиваля организаторы совместили с открытием «Французской весны» в киноконцертном зале «Украина». Мне удалось побывать на трех главных из пяти событиях фестиваля и составить о них впечатление.

В зале областной филармонии играл квартет Сергея Давыдова, арт-директора фестиваля. Пианист хорошо известен в нашей стране как участник нескольких украинских фестивалей, в частности «Джаз Коктебель-2006». Он — доцент харьковского университета им. Котляревского (так называется харьковская консерватория), преподает на джазовой кафедре оркестрового факультета. На счету Давыдова два интересных альбома: «Українські джазові танки» (2006 г.) и вышедший совсем недавно «Красноречие» (в английском варианте — The Flow Of Kyzyl Til). Музыканту в осуществлении его творческих планов помогает компания «КоКаваJazz».

В этот вечер в команде Сергея был молодой, подающий надежды тенор- и сопрано-саксофонист Артем Васильченко. В их исполнении прозвучало несколько свежих, напористых, интересных композиций: «Второе дыхание», «Красный дракон», «Шарм», «Куколка», «Серпентарий». Им помогали участники ритм-секции — бас-гитарист Денис Мороз и барабанщик Александр Лебеденко. Д.Мороз звучал ординарно, был неритмичен, местами даже немного фальшивил. А.Лебеденко, очень опытный, харизматичный музыкант, играл ярко, но иногда чувствовалось, недостаток общих с харьковчанами репетиций. Но временами в игре квартета все же возникали непередаваемо-восхитительные грув и накал! Правда, несколько выбились из содержания концерта пара стандартов, спетых вокалисткой Лялей Ковалевой. Они замедляли темп и постепенное возрастание напряжения. Девушка слабо владеет джазовой манерой и пела, ни на миг не отрываясь от пюпитра с нотами и текстом. Тут уж не до импровизаций... Отмечу также, что С.Давыдов играл на отличном новом рояле Bosendorfer'e, привезенном в Харьков к прошлому Za Jazz'у.

На следующий день звучал вокал. Правда, в тот же вечер в ХАТОБе пела столь любимая в нашей стране этноджазовая исполнительница Нино Катамадзе, поэтому фестивальной публики в зале театра им. Шевченко было немного.

В первой части юная томская певица Полина Свиридова буквально творила чудеса. Она дважды лауреат «ДоДж-юниор» (2006 и 2007 гг.). Девушка выступала и в клубах Киева. Полина импровизировала и держалась совершенно свободно. Ее голос, безграничная фантазия и умение петь в разной стилистике подкупали и завораживали. Певица оригинально и свежо интерпретировала стандарты The Girl from Ipanema, A Night in Tunisia, Whisper и др., а также исполнила собственную балладу — нежную, романтичную, трепетно-проникновенную... Чувствовалась раскрепощенность, естественность, природность. В огромном позитивном воздействии на зал сибирячке помогал аккомпанемент украинского трио под руководством креативного клавишника Владимира Прихожая. С ним играли прекрасные бас-гитарист Сергей Тарасенко и барабанщик Максим Руденко. Во второй части выступил польско-львовский ансамбль — две девушки-певицы и бас-гитарист-контрабасист. Трио DagaDana, исполнившее собственную неяркую музыку, не впечатлило. Возможно, если бы девушек поставили выступать первыми, они бы справились с функцией разогрева публики перед выходом П.Свиридовой, но после нее они прозвучали очень неуверенно...

В следующий полдень в Театре им. Шевченко состоялся мастер-класс американского пианиста Дона Фридмана. Послушать маэстро пришло... всего человек тридцать, поэтому большой зал выглядел сиротливо.

Вопросы к музыканту порой звучали «мимо нот». К примеру, его спрашивали, из какой он семьи, каким вокалистам ему доводилось аккомпанировать, — обо всем этом можно было узнать и из релизов. Пианист немного поиграл, а потом все больше отшучивался. Очень удивило, что на просьбу сыграть какую-нибудь известную тему в разных джазовых манерах последовал отказ, — я заподозрила, что мэтр к такому оказался не готов. А его советы свелись к тому, что надо больше заниматься и слушать хорошие записи. Но об этом говорят студентам все преподаватели в мире.

Но уже вечером театр был полон. 73-летний Дон Фридман — маэстро, у него огромный запас традиционных приемов игры, у него качественное прикосновение, прекрасный звук. Играл он по-хорошему салонно, приятно. Но виртуозности, какой-то фантазии все же не хватило. Пианист достиг творческого пика лет 25 назад и сегодня эксплуатирует свой опыт. С американцем несколько пьес исполнил участник многих украинских джазовых фестивалей немецкий гитарист Жан-Пьер Фрёли. Он также является вторым секретарем и атташе по культуре посольства ФРГ в Украине. Согласитесь, дипломат такого уровня, свободно импровизирующий на гитаре, — явление неординарное.

Ольга Кизлова, «Зеркало недели»

Опубликовано: Редакция в 08:45 13.04.2009. Метки: .
Add to Google