Выберите дату
13 апреля 2009
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт На печать

Илья Шевляк: «Не исключаю, что Украина сделает заявку на проведение футбольного ЧМ-2018»

Подготовка к Евро-2012 приблизилась к очередному промежуточному финишу. В мае УЕФА выберет основные города Украины и Польши, которые примут матчи чемпионата.

sport.glavred.infoА значит, двое претендентов у нас будут отсеяны. Действительно ли идет здоровая конкуренция между украинскими городами? Какие их шансы быть избранными УЕФА? Ответы на эти и другие вопросы пытаемся найти в разговоре с руководителем Координационного бюро по подготовке к Евро-2012 Ильей Шевляком.

Согласно недавно принятому постановлению, все координирующие права относительно Чемпионата Европы по футболу 2012 года передано Кабмину. Скажите, пожалуйста, эти права предоставлены именно вашему ведомству, то есть Координационному бюро, вице-премьеру Ивану Васюнику, или, возможно, Министерству по делам семьи, молодежи и спорта?

Действительно, в ноябре прошлого года было ликвидировано Национальное агентство с подготовки до Евро-2012 и создано Координационное бюро в структуре Кабинета Министров. Основной функцией Бюро определили координацию работы по подготовке к чемпионату. Кроме этого, тем же постановлением было принято решение внедрить институт национальных координаторов. То есть, было определено 17 координаторов на уровне заместителей министров профильных министерств. Например, национальный координатор по подготовке спортивной инфраструктуры — заместитель министра по делам молодежи и спорту, координатор по вопросам аэропортов — заместитель председателя Госавиации, по вопросам подготовки медицинской составляющей — заместитель Министра здравоохранения.

Сегодня, по-видимому, наступает такой момент, когда любое решение органов власти может быть восприняты неоднозначно именно городами, которые претендуют на проведение Евро-2012. Ведь приближается время, когда будет избрано четыре города. Например, в настоящий момент продолжается острая конкуренция между Львовом и Харьковом.

Обвинений в необъективности мы не боимся. Базовым документом, который определяет подготовку к Евро, является государственная целевая программа, которая была принята в прошлом году. Там четко определены все задания (а их всего 21), прописаны все объекты, которые должны быть готовыми к Чемпионату Европы по футболу по каждому городу. Кроме того, по этим объектам определены источники финансирования. Как известно, в государственной целевой программе есть три источника финансирования подготовки объектов — государственный бюджет, местные бюджеты и инвестиционные средства. Поэтому здесь нет симпатий или антипатий со стороны тех или других правительственных структур. А относительно отбора городов решения будет принимать УЕФА, исходя из объективной картины готовности инфраструктуры того или другого города. Это ответственность каждого города. И городские власти это понимает. Каждый город пытается агрессивно, в хорошем смысле этого слова, продемонстрировать достижения, успехи в подготовке городов.

В мае ожидается решение исполкома УЕФА об определении основных городов, которые будут принимать матчи чемпионата. Сегодня, по моему мнению, происходит здоровая конкуренция между городами, каждый пытается продемонстрировать максимальную готовность своей инфраструктуры по всем направлениям. Жаль, что такая здоровая конкуренция происходит только сегодня, потому что, скажем, в Польше это было с самого начала. Если бы этот процесс у нас начался еще год или полтора тому назад, думаю, результаты по каждому городу были бы лучшими. Но сегодня, действительно, есть конкуренция, каждый город пытается продвигать свою инфраструктуру — лучше готовиться к приезду экспертов УЕФА, лучше делать презентацию. Это чувствовалось ив ходе последних визитов экспертов. У нас две недели были достаточно напряженными — насыщены визитами. Дважды были эксперты по стадионам, и сегодня они еще работают.

Также у нас есть прогресс по аэропортам, которые в настоящий момент посещают эксперты УЕФА. Не секрет, что аэропорты — один из ключевых и болезненных вопросов. Но, надеюсь, по результатам этого визита мы по некоторым аэропортам даже перейдем в категории меньшего риска. То есть, сегодня я могу говорить о том, что определена позитивная динамика даже в отчетах комиссии УЕФА. И, что очень важно, сегодня мы можем констатировать прогресс в подготовке инфраструктуры городов и Украины в целом. Это подтверждается выводами представителей УЕФА. Вспомните, например, летом прошлого года оценки экспертов были, мягко говоря, грустными. Сегодня же уже есть позитив, и недавно на заседании исполкома УЕФА в Копенгагене было озвучено, что уже не стоит вопрос о перенесении Чемпионата Европы из футбола в другую страну. Я считаю, что это наибольшее достижение, и эту динамику нужно поддерживать. Очень радует также тот факт, что города активно включаются в эту работу.

Вы сказали, что конкуренция здоровая. Но действительно ли она здоровая, ввиду того, какие публикации иногда появляются в печати западной? Такое впечатление, будто в таких публикациях кто-то заинтересован...

Вы знаете, иногда бывает так, что комментарии могут восприниматься по-другому, им может предоставляться та или другая трактовка. По моему мнению, конкуренция здоровая. И здесь нужно говорить о том, что каждый город имеет свои преимущества и свои недостатки. Один — подготовку инфраструктуры, другой — географические преимущества... У некоторых есть те или иные проблемы, которые пытаются решить наиболее оперативным эффективным способом. Но я не думаю, что сегодня есть какая-то заказная работа по дискредитации того или иного города.

По вашему мнению, какие города изберет УЕФА?

Здесь очень сложно делать любые прогнозы. Думаю, на сегодня даже в УЕФА нет проекта решения относительно городов-победителей. Еще не закончились инспекционные визиты. Один из последних будет в конце апреля. УЕФА будет учитывать все составляющие, начиная с аэропортов, туристической составляющей, гостиничной инфраструктуры, дорог, транспортной инфраструктуры, системы управления транспортом.

Очевидно, что в большинстве городов есть, и это не секрет, объективная проблема, связанная с готовностью гостиничной инфраструктуры. Гостиницы — один из ключевых вопросов, который будет учитываться при принятии этого решения. Но, опять же, каждый город ищет альтернативу. В каждом городе есть, так сказать, вариант, как решить ту или другую проблему.

Имеете в виду предложение мэра Донецка относительно фрахтования круизных катеров как альтернативу гостиницам?

Это очень интересен вариант. Кстати, Одесса также предлагает решенить проблему пятизвездочных гостиниц арендой круизных лайнеров. Таким образом, тогда закрывается дефицит номеров пятизвездочных гостиниц. Днепропетровск рассматривает — как один из вариантов — фрахтование соответствующих круизных кораблей, которые отвечают уровню, например, четырех звезд. А, скажем, во Львове выдвигалось предложение задействовать пятизвездочные гостиницы в Трускавце. И этот вариант вроде бы положительно воспринимается. В Трускавце есть достаточное количество таких номеров.

В Донецке и Мариуполе этим летом состоится юниорский Чемпионат Европы. Еще в прошлом году губернатор Донецкой области Близнюк говорил о том, что с гостиницами действительно существует проблема, и что земли тем, кто готов их строить, будут выдавать бесплатно. Скажите, пожалуйста, готов ли в настоящий момент Донецк принять юниорское Евро именно с точки зрения обеспечения гостиницами?

Здесь нужно также понимать, что количество болельщиков на Чемпионате Европы 2009 года будет совсем другим, чем в 2012-ом. Часть объектов, которые будут использоваться в этом году, включены в государственную программу по подготовке к Евро-2012. И мы пытаемся максимально сосредоточить усилия на подготовке этих объектов именно сегодня, в том числе по переоснащению общежитий, которые могут использоваться в качестве гостиниц для болельщиков. И с этого месяца через Министерство образования будут направлены целевые средства из государственного бюджета для переоснащения. То же касается и реконструкции культурных объектов.

Уверен, что Донецк и Мариуполь достаточно эффективно готовятся к проведению чемпионата. Лично я рассматриваю, например, Чемпионат-2009 как определенную модель решения проблем 2012 года. Поэтому мы уже согласовали с заинтересованными сторонами пилотный проект по привлечению болельщиков в волонтеры — на период проведения матчей.

А в целом, есть ли позитивная динамика в строительстве и переоснащении гостиниц именно в Донецке?

Динамика есть, но проблемы с гостиницами являются общеукраинскими. В большой мере потому, что государственной программой предусмотрено, что строительство гостиниц должно осуществляться полностью за счет инвестиционных средств. В настоящий момент экономика переживает не лучшие времена. Но это касается не только Украины. Понятно, что строительство большинства объектов зависело от кредитных ресурсов, поэтому у большинства принимающие городов и возникли проблемы с гостиницами. Мы со своей стороны изучали возможности помощи в решении этой проблемы со стороны государства. Рассматривался вариант — и он прорабатывается — частичной компенсации кредитной ставки для тех объектов, которые находятся не на начальной стадии, а уже на стадии завершения строительства объектов, включенных в программу Евро-2012.

В принципе, могу сказать о последних впечатлениях представителей УЕФАю... Как раз тех, которые специализируются на гостиничной инфраструктуре. Это туристическое агентство, которое стало победителем тендера УЕФА — компания «Туи». Две недели тому назад они объехали все принимающие города. У меня создалось впечатление, что у них позитивная оценка перспектив заключения договоров с гостиницами на обеспечение требований УЕФА. В ближайшее время завершается подписание предыдущих договоров с гостиницами, и тогда мы сможем делать выводы, в каких городах у нас остаются те или иные проблемы.

Во Львове с гостиницами все более-менее в порядке. Зато были проблемы с аэропортом и стадионом. До последнего не было известно, кто будет строить стадион и вести проектные работы. То же касается и строительства аэропортов.

Там были определенные проблемы с началом строительства стадиона. Сегодня этот вопрос решен. Строительство уже идет полным ходом, график строительства был представлен УЕФА. То есть, относительно стадиона можно говорить, что проблем, как таковых, нет. Относительно аэропорта... Уже определили генерального подрядчика, который будет проводить работы по реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы. Предусматривается удлинение посадочной полосы, и эти работы должны были начаться. Поэтому, опять же, экспертам УЕФА будут продемонстрированы не обещания, а конкретные результаты. Работы по реконструкции посадочной полосы происходят согласно графику, который заключен в генеральном плане. Там предусмотрены конкретные сроки подготовки каждого объекта, согласно государственной целевой программе.

Кстати, относительно Львовского аэропорта существовала проблема, что терминал и взлетная полоса были в подчинении разных министерств, и те вроде бы не могли найти общий язык...

Действительно, имела место проблема с передачей имущества от Министерства обороны к Министерству транспорта. Вопрос решен в феврале. Был подписан меморандум об общем использовании этой полосы Министерством транспорта и Министерством обороны. Имущество было передано, подписаны соответствующие акты передачи. Сегодня это единственный комплекс — государственное предприятие международный аэропорт «Львов» — стопроцентная государственная собственность, которая находится в сфере управления Минтранса. Действительно, это было один из ключевых вопросов, который сдерживал реконструкцию аэропорта. Сегодня препятствий нет, и, думаю, строительство будет осуществлено по графику, согласованному с УЕФА.

Днепропетровск первым построил стадион к Евро-2012, однако инспекция УЕФА его забраковала. Говорилось, что новый стадион не удовлетворяет всем нормам УЕФА, что там вроде бы нехватка кресел и нужно проводить реконструкцию.

Да, действительно, есть вопросы, которые касаются чистой вместимости стадиона. На это обращали внимание эксперты УЕФА. Работа ведется. Есть предложение, как выполнить эти требования. Потому что должно быть минимум тридцать тысяч «чистых мест» на стадионе. Предложения поданы. Причем, они касаются не только чистой вместимости, но и прилегающей территории.

Может ли проблема со стадионом помешать Днепропетровску принять матчи чемпионата?

Но на сегодня это единственный в Украине стадион европейского уровня.

Пока еще...

Да, пока еще. До конца года ожидается, что будут введены в эксплуатацию еще два стадиона. То есть, уже в 2009 году Украина продемонстрирует готовность трех стадионов. Но в том же Днепропетровске необходимо урегулировать вопрос, который касается готовности аэропорта.

Важнейший, на данный момент, вопрос — комплексность подготовки города. В том же Днепропетровске, не только в рамках подготовки к Евро-2012, принято решение о выделении средств на реконструкцию и строительство объездной дороги. Это решит проблему заторов в городе и направит в объезд города потоки грузового транспорта.

Относительно столицы, где ответственным за подготовку к Евро-2012 назначили фактически вашего предшественника, экс-руководителя ликвидированного Национального агентства Евгения Червоненко... Евгений Альфредович не скрывает свою оппозиционность к Кабмину и к вашему бюро, в частности.

Я бы не сказал, что Координационное бюро пришло на замену Национальному агентству, потому что была изменена система управления в целом. Национальное агентство было центральным органом исполнительной власти, а Координационное бюро сегодня — в составе секретариата Кабинета министров. Евгений Червоненко назначен первым заместителем мэра столицы. Не думаю, что он в оппозиции к Координационному бюро. По моему мнению, он так же будет прилагать усилия, чтобы Киев прогрессировал в подготовке к Евро-2012.

Но, тем не менее, Евгений Альфредович сказал, что при строительстве объектов будут фактически исключены государственные структуры, и теперь Федерация футбола Украины и УЕФА, создадут так называемое ЛТД. Будто бы две футбольных организации будут вместе делить деньги, а значит, пять миллиардов долларов, которые выделяет государство на подготовку к Евро-2012, не вернутся в государственный бюджет. Кроме того, государство не получит никакие прибыли.

Ну, это не совсем так. Согласно соглашению о проведении чемпионата между УЕФА двумя принимающими ассоциациями, то есть Федерацией футбола Украины и аналогичной федерации Польши, было предусмотрено создание компании, которая будет заниматься вопросами коммерческой составляющей Евро-2012. Здесь нет никаких проблем. Ведь, скажем, прибыли от маркетинговой деятельности, от трансляции матчей — компетенция непосредственно УЕФА, а государство получает свою прибыль, и это в первую очередь — модернизация инфраструктуры Украины. Поэтому я бы не говорил исключительно о 2012 годе.

Для меня Евро-2012 — это уникальная возможность модернизировать Украину, усовершенствовать гостиничную инфраструктуру, развить в перспективе туристический бизнес. Это и другие дороги, аэропорты, которые будут полностью отвечать европейским стандартам. Речь же идет не только о принимающих городах. Проект является комплексным, он касается и других областей, поскольку здесь и транспортные коридоры, дороги, которые пролегают через те или иные области. Поэтому прибыль нельзя оценивать исключительно от тех средств, которые поступят в год проведения чемпионата. Это прибыли для всей страны, один из путей, так сказать, «окно в Европу». И это тот шанс, которым Украина обязательно, по моему мнению, должна воспользоваться.

Возвращаясь к вашему вопросу, аналогичное «украинскому» ЛТД будет создано и в Польше, ведь подписывалось трехстороннее соглашение. Еще нет четкого распределения обязанностей и полномочий этой компании, они будут обсуждаться УЕФА, федерациями футбола и правительствами. В ходе этого обсуждения будет определено, кто и за что отвечает и кто какие функции выполняет. В частности, это вопрос логистики, медиа-прав, билетов и тому подобное.

Летом прошлого года Евгений Червоненко говорил, что прибыль от проведения Евро-2012 для государственного бюджета будет составлять приблизительно восемь миллиардов долларов. Вы можете подтвердить его слова?

Я не могу оперировать конкретными цифрами, потому что, во-первых, очень сложно говорить о прибылях на тот или иной год. Повторюсь, что прибыли являются значительно больше тех, что оцениваются в миллиардах или в миллионах евро или долларов. Наибольшая прибыль для государства — ее развитие. Это масштабный инфраструктурный проект для Украины, который откроет страну для туристов. А заранее просчитать, сколько людей посетит Украину в 2013-ом, 2014 годах, очень проблематично. Украина — замечательная страна, которая имеет все возможности для развития туристического бизнеса и отдыха. Отмечу, что в настоящий момент уже и Крым так же выступает с туристическими предложениями на период самого чемпионата-2012.

Кроме того, важным достижением, которое так же можно учесть как составляющую прибыли страны, будет то, что в ходе подготовки к чемпионату у нас будет готова инфраструктура для проведения других важных спортивных событий мирового уровня. Например, я не исключаю, что Украина может сделать заявку на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, поскольку будут готовы стадионы, аэропорты, усовершенствованные и приведенные к европейским стандартам дороги. То есть, в сущности, инфраструктура готовится не только для Евро-2012. Это только начало, первый шаг для проведения других масштабных мировых событий. Например, финалу Лиги чемпионов.

Вы вспомнили о смежных городах... В частности, во Львове уже говорили, что местный аэропорт не в состоянии принять поток туристов, который ожидается во время Евро. Поэтому планируется использовать аэропорты Ивано-Франковска и Черновцов. Будут ли проводиться какие-то работы в этих городах, будут ли ремонтироваться дороги между этими городами и Львовом?

Государственной целевой программой предусмотрена подготовка шестнадцати аэропортов в шести основных городах, которые на сегодняшний день рассматриваются, как принимающие города, а также десяти резервных. Если говорить о Львове, то там два резервных аэропорта предусмотрены в Ивано-Франковске и Луцке. Реконструкция аэропортов и подъездных путей к ним включены в государственную целевую программу и предусмотрено финансирование из государственного бюджета. Эти работы должны быть проведены в 2010—2011 году.

Вы вспомнили о туристической отрасли, о Крыме... Но есть большие сомнения относительно того, что западный турист поедет в Крым с тем сервисом, который там существует в настоящий момент. Если взять запад Украины, то там есть Тернопольская область с большим количеством замков, но они не реставрировались сотню лет и в настоящий момент находятся в полном упадке. То есть, во все это нужно вкладывать достаточно большие средства. Будет ли это делаться?

Конечно, основное внимание будет сосредоточено на принимающих городах. Но программой также предусмотрена и реконструкция достопримечательностей архитектуры, истории, социокультурных объектов, предусмотрена их реставрация в течение следующих трех лет, приведения их, так сказать, в нормальное состояние по туристическим маршрутам. Просчитывались возможности движения туристов, болельщиков. Предусматривается восстановление памятников, которые имеют значение для развития туристической отрасли Украины.

По решению киевской мэрии до 2012 года в Киеве будут устранены все памятники коммунистического режима. В частности, будут изменены все названия, которые остались от советского прошлого. Скажите, будет ли это государственной программой подготовки к Евро-2012? Будут ли изменяться, например, названия, будут ли сниматься памятники времени СССР в Днепропетровске, Донецке, Харькове?

Это не является составляющей государственной целевой программы с подготовки до Евро-2012. Единственное, что я могу отметить, что предусматривается писать названия улиц на украинском и английском языках. А решения, о которых вспомнили вы, могут рассматриваться и приниматься на уровне отдельно взятого города.

Скоро Мишель Платини опять посетит Украину На что он будет обращать внимание, и станет ли его визит решающим в плане определения четверки городов, которые будут принимать Евро-2012?

Мишель Платини должен посетить Украину в середине апреля. Это визит, в ходе которого будет продемонстрировано состояние подготовки всей инфраструктуры Украины в каждой отрасли по всем направлениям, согласно требованиям УЕФА. Сами проекты решений или отчеты по инфраструктуре готовятся постоянно. Украину посещают эксперты и на основании их выводов будет сделана объективная оценка по каждому городу.

Как вы думаете, решение исполкома УЕФА, принимая во внимание политическую ситуацию в Украине, может обернуться скандалом внутри страны? Ведь когда «отбросят» два города, наверно, кто-то почувствует себя оскорбленным...

Во-первых, это будет объективное решение, которое базируется на объективных данных готовности города, его инфраструктуры. Во-вторых, я убежден, что после принятия решения не остановятся проекты, которые были в каждом городе направлены на усовершенствование инфраструктуры. В любом случае, есть позитив. Это тот проект, который уже позволил начать работы, не делавшиеся в течение восемнадцати лет независимости Украины. И более того, уверен, когда будет пересматриваться государственная целевая программа после определения городов, обязательно будет учитываться плавный переход на завершение объектов. Даже в тех городах, которые не будут проводить турнир. Те проекты, которые были утверждены и поддерживались из государственного бюджета, думаю, продлят и завершат. То есть, подход будет взвешенным. Он будет учитывать интересы каждого города. В любом случае, это та возможность, тот шанс, который был и есть в шести городах по совершенствованию своей инфраструктуру.

Возможно ли компромиссное решение, когда два города, не ставшие основными, все-таки примут один-два матча, как об этом говорилось раньше?

Соглашением между главным футбольным ведомством Европы и принимающими ассоциациями предусмотрено, что именно УЕФА должен принять окончательное решение относительно времени, дат и места проведения матчей турнира.

Иван Вербицкий, «СПОРТглавред»

Опубликовано: Редакция в 18:18 13.04.2009. Метки: , .
Add to Google