Выберите дату
10 мая 2009
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт На печать

26 часов в небе, прославившие Валентину Гризодубову

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой, первой из женщин, удостоенной звания Героя Советского Союза. Советская летчица оставила после себя яркий след в истории авиации. Она не только поставила несколько мировых рекордов, но и совершила во время войны около 200 боевых вылетов в тыл противника.

Валентина Гризодубова родилась 10 мая 1909 года в Харькове в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Ее отец создал несколько типов летательных аппаратов, которые сам же испытывал.

Когда Валентине исполнилось два с половиной года, она поднялась в небо вместе с отцом на созданном им аэроплане. Произошло это на харьковском ипподроме, пишет сайт saint-exupery.ru. Степан Васильевич привязал дочь к спине ремнями, и так они совершили первый совместный полет.

Неудивительно, что дочь знаменитого летчика с детства бредила небом. Уже в 19 лет она окончила Пензенский аэроклуб. В то время, когда женщина в авиации была большой редкостью, Гризодубова работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе.

Мировые рекорды

В начале 30-х годов Валентину Гризодубову приняли в агитэскадрилью имени М. Горького на Центральном аэродроме. Через несколько лет ежедневных полетов о Гризодубовой узнали во всем мире: в 1937 году она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

И это было только начало. В сентябре 1938 года командир экипажа Валентина Гризодубова, штурман Марина Раскова и 2-й пилот Полина Осипенко совершили сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний на самолета АНТ 37 «Родина». За 26 с половиной часов они преодолели расстояние в 6450 километров, установив тем самым мировой женский рекорд дальности полета.

В том историческом полете не все было гладко. Гризодубова опасалась, что застекленная кабина в носовой части самолета может разбиться и поэтому приказала находящейся в ней Марине Расковой прыгать. Что та и сделала, после чего ее искали в тайге 9 суток. Об этом случае в последствии было написано в книге «Жизненный путь Марины»...

Оставшиеся в самолете Гризодубова и Осипенко летели до полной выработки топлива. Им удалось совершить посадку на поверхность замерзшего озера без шасси, практически не повредив самолет. Позднее муж Гризодубовой, летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович, прилетел и перегнал самолет в Москву.

За этот рекордный перелет Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.

Перед войной Валентина Степановна возглавила Управление международных воздушных линий СССР. На этой должности проявились прекрасные организаторские способности Гризодубовой. В первые годы работы ей удалось открыть первые регулярные авиарейсы в страны Европы. А в 1939 году Гризодубову назначили начальником Управления международных воздушных линий СССР.

Участница Великой Отечественной войны

В годы войны Валентина Гризодубова была единственной женщиной, которая командовала мужским, гвардейским, авиационным полком Дальней авиации. В начале войны она была командиром 101-го транспортного авиационного полка, а с октября 43-го командиром 31-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка.

Гризодубова лично летала на различные боевые задания. Всего ей удалось совершить около 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника, в том числе для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Валентина Степановна закончила воевать в звании полковника. Ее полк за годы войны вывез из тыла фашистов 4 тысячи детей.

Главная награда

После войны Гризодубова руководила Научно-исследовательским летно-испытательным центром. За годы ее работы в центре удалось в короткие сроки создать и оснастить авиацию современными радиоэлектронными системами, и поднять, таким образом, обороноспособность страны на должный уровень.

За свою жизнь Валентина Степановна получила множество наград — ордена Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Однако помимо наград, была еще огромнамя признательность людей, за которых Гризодубова когда-то вступилась перед лицом вышестоящей власти.

Валентина Степановна бесстрашно и упорно добивалась освобождения и возвращения несправедливо репрессированных людей, среди которых был и Главный конструктор ракетно-космических систем, академик Сергей Павлович Королев.

Впервые Королев и Гризодубова встретились в Коктебеле в 20-х годах. В 30-х годах, когда Сергей Павлович был одним из руководителей кружка ОСОВИАХИМа, их пути вновь пересеклись. Гризодубова хотела попасть в кружок, но Королев тогда воспротивился этому. Выступая перед коллегами, он сказал нечто вроде: «Баб нам не нужно».

Прошли годы, и Гризодубова вступилась за него, отправленного в 39-м в лагерь под Магаданом. Чтобы вызволить из неволи гениального конструктора, она лично обращалась к председателю Верховного Суда.

После хлопот Гризодубовой Королева перевели сначала в Туполевскую бригаду, а затем в Казань, где он работал главным конструктором по летным испытаниям. В 1944 году он был досрочно освобожден.

Королев был далеко не единственным, кого удалось спасти из сталинских лагерей. До наших дней сохранилась папка с почти 5 тысячами ее ходатайств за самых разных людей только с 1948 по 1951 год — по прокурорской линии, по судебной линии, по восстановлению в правах.

Рассказывают, что Гризодубова однажды пригрозила Берии, что обратится к Сталину, если он не выпустит летчика из тюрьмы. И эта угроза, в итоге, подействовала.

«Самое трудное, — говорила Валентина Степановна, — не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить его в правах: вернуть жилье, работу...»

Многие, кто знал Валентину Гризодубову лично, говорили, что она заслужила золотой памятник еще при жизни. Но памятник появился только в 2000 году у входа в Московский научно исследовательский институт, через семь лет после кончины легендарной летчицы.

РИА Новости Ландер Ольга

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе сообщений РИА Новости и открытых источников

Опубликовано: Редакция в 12:35 10.05.2009. Метки: , , .
Add to Google