Выберите дату
17 июня 2009
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт На печать

Клавдия Шульженко — народная певица

Песни в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко помнят и любят до сих пор, а «Синий платочек» стал одним из символов военного времени. 17 июня день памяти легендарной советской певицы.

Клавдия Шульженко родилась 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года в Харькове. О своем детстве Клавдия Ивановна писала: «Первое художественное впечатление было связано с отцом — от него я впервые услышала украинские народные песни. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг». Клавдия Шульженко брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Н. Л. Чемизова и мечтала о драматическом театре. В 1923 году она пошла на прослушивание к руководителю Харьковского драматического театра Николаю Николаевичу Синельникову и исполнила несколько песен, среди которых была и песня «Распрягите, хлопцы, коней». Синельникову понравилось исполнение, и Шульженко была принята в труппу театра. Позже она вспоминала: «Утром репетиции. После репетиции занятие пением у Чемизова или урок танцев в балетной школе Натальи Тальори, матери прославленной балерины Натальи Дудинской. Никогда не мечтала о карьере профессиональной балерины. Занятия классическим танцем, так называемая „школа“, которую я проходила, необходима для каждого актера, она дает умение владеть своим телом. А вечером снова спектакль или концерт, и ты снова стоишь у кулисы, прислушиваешься к залу и, волнуясь, ожидаешь своего выхода. А назавтра с утра опять репетиция. Николай Николаевич требовал, чтобы все актеры присутствовали на ней вне зависимости от того, заняты они в этом акте или нет, играют они в первом составе или нет».

В том же, 1923, году Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь». Она не только принимала участие во всех дивертисментах в театре, но и выступала в клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполняемые ей песни «Шахта номер три» и «Песня о кирпичном заводе» очень нравились публике. Клавдия Шульженко: «„Песня о кирпичном заводе“ не отличалась ни музыкальными, ни поэтическими достоинствами. Композитор Кручинин обработал для неё мелодию известного вальса, который считался чуть ли не народным. Этот вальс можно было услышать в цирке, в балагане, его играли шарманщики. Я слышала эту мелодию в детстве. У нас был граммофон, и среди многочисленных пластинок к нему был и вальс „Две собачки“, который я сразу вспомнила, услышав новую песню Валентина Кручинина. Не нужно думать, что речь идет о непреднамеренном плагиате. Нет. Павел Герман рассказывал мне позже, что они с Кручининым долго искали мелодию, которая легко бы узнавалась, легко бы запоминалась, была бы доступна. Таким же доступным был и текст песни, который мало чем отличался от тех, прямо скажем, примитивных песен городских окраин, которые бытовали в начале века, а некоторые, как, например, „Маруся отравилась“, распевались ещё и в 20-е годы. После первого же моего исполнения этой песни в одном из рабочих клубов на шефском концерте ко мне подошли рабочие этого предприятия. Они попросили не пожалеть времени и дать списать слова понравившейся песни. Такая картина повторялась не однажды».

В 1927 году композитор Юлий Мейтус специально для Шульженко написал несколько новых произведений — «Красный мак», «Красная армия», «Гренада». Вскоре эти песни в ее исполнении стали популярными.

5 мая 1928 года, в День печати, Клавдия Шульженко приняла участие в концерте для журналистов в Мариинском театре и спела две песни — «На санках» и «Красный мак». Публика не хотела отпускать певицу. Конферансье снова и снова приходил за кулисы и сообщал, что ее требует публика. В результате Шульженко исполнила ещё четыре песни.

В январе 1929 года последовал успешный дебют на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера». Ее заметили «конкуренты» — Ленинградский мюзик-холл — и пригласили Клавдию Ивановну перейти в труппу театра. Она согласилась.Тогда главным дирижером театра был Исаак Дунаевский, а ведущим актером — Леонид Утесов. В 1931 году вышел спектакль «Условно убитый» с Клавдией Шульженко и Леонидом Утесовым в главных ролях. Для героини Шульженко Маши Фунтиковой композитор Дмитрий Шостакович написал две песни — «Ах, как приятно вечерком» и «Милый, видишь там и тут».

Клавдия Шульженко работала и в кинематографе. Режиссер Михаил Авербах пригласил ее на роль комсомолки Веры в свой фильм «Кто твой друг?». В комедии Эдуарда Иогансона «На отдыхе» Шульженко спела песню за героиню фильма Тоню.

В 1935 году вышла первая пластинка с записями песен в исполнении Шульженко. В 1937 году она стала солисткой джаз-оркестра под руководством Якова Скоморовского. В первой программе были представлены: «От края и до края», «Если Волга разольется», джазовая интерпретация «Тачанки» и другие песни. Большое внимание уделялось новым лирическим произведениям, пришедшим на смену цыганским романсам. В 1938 году в репертуаре певицы появились песни «Руки», «Записка», «Челита».

В 1939 году Клавдия Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. После конкурса Шульженко и ее мужу Владимиру Коралли предложили организовать собственный джаз-ансамбль. Они согласились, собрали коллектив и приступили к репетициям. Уже в январе 1940 года состоялась первая запись в Государственном доме звукозаписи.

Когда началась Великая Отечественная война, Шульженко и ее муж вступили в армию, и их ансамбль стал называться Ленинградским фронтовым джаз-ансамблем. Шульженко присвоили звание рядового. За первый год ленинградской блокады она дала невероятное количество концертов — 500. В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским. 13 января 1943 года в Москве эта песня была записана на пластинку. Весь тираж отправили на фронт.

В 1945 году Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки. С лета того же года она стала выступать сольно. С 1950 года Клавдия Ивановна сотрудничала с Исааком Дунаевским, который написал для нее «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для фильма «Веселые звезды», в котором Шульженко принимала участие.

В 50-е годы Шульженко продолжала активно гастролировать. К этому времени она стала звездой эстрады. В ее репертуаре были такие шедевры, как «Синий платочек», «Давай закурим», «Однополчане» и другие. Шульженко записала пластинку «Голубка», которая вышла тиражом 2 миллиона экземпляров.

В 60-х годах певица исполняла в основном песни из репертуара военных лет и отказалась от тех, что, по ее мнению, не соответствовали ее возрасту. В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено почетное звание народной артистки СССР. С конца 70-х годов она прекратила выступления с сольными программами и принимала участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в те годы была песня «Вальс о вальсе» Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко.

Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в Москве.

Телеканал «Культура»

Опубликовано: Редакция в 09:26 17.06.2009. Метки: .
Add to Google