Выберите дату
25 ноября 2009
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт На печать

Вы слышите — грохочут сапоги?

Сегодня в нашем городе создано новое коммунальное предприятие. Очень любопытное. Называется КП «Муниципальная охрана».

Наверно, этого следовало ожидать. Но — во всяком случае, я лично — не ожидала. Возможно, потому, что в нашем отечестве законодательство об охранной деятельности не разработано, соответственный закон до сих пор не принят и, как пишет информационно-аналитический портал Best of Security, «обеспечение деятельности лицензированных охранных структур, а также ведомственной охраны, мягко говоря, не совершенно. А деятельность внутренних служб охраны субъектов ведения хозяйства вообще не регламентирована». Однако в этих условиях — а возможно, именно в этих условиях — Харьковский горсовет принял решение о создании структуры, призванной, согласно пояснительной записке к проекту решения, подписанной директором Юридического департамента Владимиром Коваленко, «обеспечивать охрану общественного порядка при выполнении решений исполнительного комитета об освобождении земельных участков, исполнении государственной исполнительной службой решений судов, охране помещений и зданий коммунальной собственности»... Покамест все вроде бы достаточно невинно, хоть и вызывает вопросы, относительно того, чем тогда будет заниматься наша доблестная милиция. Но вот дальше следует «предотвращение административных правонарушений и преступлений» — и это уже вызывает вполне обоснованные сомнения в истинных целях и назначении данного странного подразделения. Собственно, если бы не эта фраза, к созданию очередного КП можно было бы отнестись с достаточным равнодушием — ну, хочется городским властям еще и вахтеров собственных иметь, и пусть себе заводят. Тем более, что, как они говорят, в нашем городе участились «случаи самовольного захвата собственности территориальной громады (подвальных, технических, мансардных помещений, мест общего пользования)». Ну, что участились — я свидетель: в моем собственном подъезде сначала одни жильцы отмахали в собственное пользование половину лестничной площадки (т.е. безусловного места общего пользования) на втором этаже, поскольку иначе им было никак не объединить две квартиры, а немного погодя другие жильцы отъели и обустроили, превратив в мансарду, кусок общего же чердака. Впрочем, что-то мне подсказывает, что действия эти не были самовольными, законность их, конечно, сомнительна, но, думается, все бумаги у них в полном порядке. И, если копнуть, то подавляющее большинство таких, на первый взгляд, нарушений окажется и не нарушениями вовсе, а вполне законным захватом мест общего пользования с полного согласия городских властей. С «самовольным строительством на захваченных земельных участках» тоже на поверку все может оказаться не вполне самовольным и даже вовсе не самовольным. И вы верите, что после сегодняшнего решения горсовета «освобождение земельных участков от незаконного строительства» перестанет «приводить к открытому, в том числе и физическому противодействию»? Вот и я не верю. Просто если бы такое КП было создано в ноябре 2006 года, то в деле о событиях на Клочковской, 197 20 января года 2007-го была бы лишь одна сторона, обвиняемая в беспорядках, ибо пресловутые «люди в белых перчатках» скорей всего оказались бы вполне лицензированными сотрудниками городского коммунального предприятия.

Но перед «предотвращением административных правонарушений и преступлений» меркнет даже это. Тем более, что в пояснительной записке указано, что сотрудники вновь созданного КП, получив лицензию, смогут действовать не только «с участием органов внутренних дел», но и самостоятельно.

Как пишет сайт «Юридические  услуги  Online», «для рассмотрения дел об административных правонарушениях в Украине создана система государственных инспекций, служб и администраций (пожарного надзора, контрольно-ревизионная служба, надзора за охраной труда, санитарного надзора, архитектурно-строительного контроля, налоговая служба и др.). В настоящее время таких органов насчитывается приблизительно 35, их количество постоянно растет. Свои полномочия государственные инспекции и службы осуществляют в соответствии с законами Украины, КоАП и соответствующими положениями о них. Они наделены правом на получение по их требованию необходимых сведений, беспрепятственное посещение объектов и осуществление проверки на месте, выдачу разрешений, проведение экспертизы и получение ее выводов. При осуществлении своих полномочий государственные инспекции и службы наряду с другими мерами административного принуждения в пределах, предусмотренных КоАП, могут налагать на лиц, совершивших административные правонарушения, административные взыскания. Наиболее распространенным из них является штраф.

Правом рассматривать дела об административных правонарушениях могут наделяться и другие органы, если они будут уполномочены на то законодательными актами Украины».

Но законов об охранной деятельности в Украине не существует!  Каким же образом новое КП может заниматься «предотвращением административных нарушений», не говоря уже о преступлениях, если оно на это не имеет никаких полномочий? Да и к чему же дублировать функции уже существующих 35-ти органов, законно облеченных подобными полномочиями? Не догадываетесь? Ну, тогда откройте Кодекс Украины об Административных правонарушениях и найдите там статью за номером 185-1 «Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций», а также за номером 185-2 «Создание условий для организации и проведения с нарушениями установленного порядка собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций». А теперь сопоставьте это с грядущими выборами. Проясняется, не так ли?

Ну, а «по мелочам» административных нарушений же огромное количество — от проституции до перевозки опасных веществ в общественном транспорте, от безбилетного проезда и нарушения правил содержания собак и кошек до нарушения правил торговли и предоставления услуг, от выпуска в продажу нестандартизированной продукции до азартных игр и гадания в общественных местах...  Есть, где развернуться. А может, вы верите, что в КП «Муниципальная охрана» будут принимать лишь кристально-честных, предельно законопослушных и юридически абсолютно грамотных молодых людей? И что в нашем городе найдется достаточное количество таких чудо-юношей, согласных честно трудиться за зарплату «муниципального охранника»? Я — пессимист. Я не верю.

Да как быть с положениями ст. 7 Кодекса об административных нарушениях, гласящей: «Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основании и в порядке, установленном законом. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании сурового соблюдения законодательства. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в границах их компетенции, в точном соответствии с законом». Но нет такого закона, в соответствии с которым могла бы действовать, да и просто существовать муниципальная охрана.

И, наконец, последнее. Совершенно ясно, что ни «обеспечение охраны общественного порядка при выполнении решений исполнительного комитета об освобождении земельных участков, исполнении государственной исполнительной службой решений судов, охране помещений и зданий коммунальной собственности», ни тем более «предотвращение административных нарушений и преступлений» невозможно без применения спецсредств и — будем честными — оружия. На сессии прозвучал вопрос, каким образом городская власть собирается это осуществлять. И секретарь горсовета Геннадий Кернес, глазом не моргнув, заявил, что прохождение обязательного лицензирования все подобные вопросы снимает — то есть, разрешает наличие и применение. И тут, пожалуй, стоит обратиться непосредственно к Верховному Закону. В ст.17 Конституции Украины черным по белому записано: «На территории Украины запрещается создание и функционирование каких-либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом.» Муниципальная охрана никакими законами в нашем государстве не предусмотрена — с этим, думаю, не может поспорить ни г-н Кернес, ни г-н Коваленко, ни любой из 56-ти депутатов горсовета, проголосовавших за это решение. И, наверно, стоит напомнить всем этим господам 19-ю статью Конституции, в которой сказано: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Мария Коротаева

Опубликовано: Мария Коротаева в 21:33 25.11.2009. Метки: , , .
Add to Google