Выберите дату
20 апреля 2010
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт На печать

Красному Элвису не додали любви

С марта этого года театр Арабески, который, надо заметить, существует без государственных инвестиций, показывает городу свой новый спектакль «Красный Элвис» по книге Сергея Жадана. Однако театр не только стал создателем представления, чем мало кого удивишь, а инициировал его обсуждения в арт-среде. И предоставил для этого обсуждения свой зал — андеграундное помещение бывшей фабрики, где артисты репетируют и играют уже несколько лет.

Члены театра смело пригласили для дискуссии писателя и поэта Жадана, известных художников, музыкантов, арт-критиков и журналистов. Отношение к увиденному оказалось по большей части критическим, гости сочли свежее прочтение Жадана ярким, музыкальным, но неоднозначным.

Режиссер спектакля Светлана Олешко рассказывает, что спектакль был создан за четыре недели. Иначе — нерентабельно.

В этом спектакле есть беременная одинокая домохозяйка, торчок в завязке, похмельный коматозный менеджер, мировой поп-символ, система, состоящая из фаллических символов, красочная и динамичная хореография. Но чего-то в нем не хватает.

«Мне не хватило в спектакле доброты — размышляет после парапремьерного показа автор текста Сергей Жадан. — Мои герои — они более трепетные, одинокие, беззащитные. Они нуждаются в понимании, она не борются с системой, они выпали из системы. Для меня было полной неожиданностью, что актеры не говорят текст, что звучит запись. Я такого не ожидал». «Так это в тексте, в самом тексте не хватает любви. Текст прекрасный, талантливый, очень смешной и острый, но там нет любви и нет теплоты», — держит оборону режиссер Светлана Олешко. Вот и поговорили. В целом никто не произнес слово «механичность» — а это просматривалось за многими репликами. Насколько такой формальный театр, который делают «Арабески» сегодня нужен и интересен? Речь даже не о рентабельности, но ведь постановка должна хотя бы заинтересовать, наполнить эмоциями? Это, если не углубляться в искусствоведческие и культурологические дебри. А заинтересовать не получается, считает известный художник Павел Маков. Потому что, если театр копирует жизнь, то он никогда не сможет впечатлить, «жизнь намного сильнее любого искусства». А если чем-то и можно «перебить» жизнь, считает художник-график мировой величины — так это любовью. Которой в «Красном Элвисе» никто не увидел.

Впрочем, те из зрительниц, которые уже побывали в роли беременных домохозяек, замечали, что им было тяжело смотреть историю о внутриутробной жизни Красного Элвиса, постановка передала их состояние натуралистично. Спектакль завершает видео настоящих родов. Что похоже на логичный выход из окружения искусственных смыслов и абсурдных построений.

Алена Соколинская

Опубликовано: Мария Коротаева в 19:12 20.04.2010. Метки: , , .
Add to Google